Одна из возможностей 3CX, от которой я «балдею» – VoIP транки (линии). Можно легко создавать VoIP линии для разных целей, например для международных звонков, или, наоборот, для привязки прямого зарубежного номера к 3CX АТС. Это необычайно привлекательная возможность для пользователя!

Однако, часто приходится слышать два опасения насчет VoIP линий

  • Плохое качество, в связи с тем, что голос передается по общей сети Интернет
  • Если Интернет «пропадет» – пропадает не только передача данных, но и голосовая связь

Однако, из моего опыта, обе эти проблемы решаемы и вот как.

Обеспечение качества VoIP линий

Очевидная вещь, которую стоит сделать сразу, – обеспечить достаточную, постоянную полосу пропускания для VoIP трафика. И второе. Выберите хорошего международного VoIP провайдера, например Betamax. Однако, такая схема подключения не позволяет контролировать качество VoIP трафика (то есть, фактически, голоса) от вас к VoIP провайдеру. Кроме того, международные VoIP провайдеры не решают проблему с городскими линиями.

Однако, в последнее время некоторые Интернет провайдеры становятся также и VoIP провайдерами. Они размещают VoIP PSTN шлюзы непосредственно у себя. Таким образом, провайдер контролирует как качество VoIP линии, так и качество сопряжения с телефонной сетью. У провайдеров обычно устанавливаются дорогие профессиональные VoIP PSTN шлюзы.

Я думаю, – в ближайшее время многие Интернет провайдеры начнут предлагать телефонные линии по VoIP. Такие линии стоят дешевле, чем аналоговые, не говоря уже о PRI потоке. Поэтому, если вы планируете заказ новых телефонных линий – обязательно уточните возможность заказа VoIP номеров у своего интернет провайдера!

Обеспечение отказоустойчивости VoIP линий

Часто заказчики подозрительно относятся к VoIP линиям, опасаясь их невысокой надежности – несмотря на значительно более низкую стоимость. Действительно, если пропадает Интернет, пропадают и VoIP линии. Поэтому, если вам требуется абсолютная надежность телефонных линий, резервируйте VoIP транки с помощью нескольких обычных телефонных линий и недорогих VoIP PSTN шлюзов. Подключение поддерживаемого PSTN шлюза к 3CX– дело нескольких минут. После этого вы получите резервный маршрут для исходящих вызовов.

Чтобы обеспечить резервирование в 3CX, укажите в правилах исходящих звонков этот шлюз  как вторичный маршрут для правила. Таким образом, в обычном режиме все звонки направляются по VoIP линии (первичный маршрут), а в случае отказа VoIP – на PSTN шлюз (вторичный маршрут). Теперь отказ VoIP линий будет практически незаметен для пользователя.

А как быть с входящими вызовами?

Нужно попросить вашего интернет провайдера, чтобы в случае аварии он просто переводил все вызовы на ваши обычные телефонные линии. Предварительно, телефонные линии нужно объединить в HuntGroup (это услуга городской АТС – если звонок приходит на первую линию, и она занята, он автоматически переводится на вторую линию и т.д).

Таким образом, обеспечивается полное двухстороннее резервирование телефонных линий.

А как быть, если обрезали кабель, и вообще нет никакой связи?

Тут на помощь приходит VoIP GSM (или CDMA) шлюз. Он так же просто добавляется в 3CX и указывается третьим маршрутом – когда ни VoIP, ни PSTN не доступны!