Если вы работаете сфере IT, вы наверняка слышали термин QoS (Quality of Service), но, возможно, не знаете, что именно он означает. Или не совсем ясно можете объяснить его заказчикам. В целом, QoS описывает правила соблюдения качества работы всей сети или определённого сетевого сервиса, например, IP-телефонии, видеоконференций или облачных сервисов. Качество работы сети рассчитывается по определенным показателям, например, потере пакетов, пропускной способности, задержке пакетов и т.п. Чем больше задержки при использовании сетевых сервисов, тем ниже качество предоставления сервиса (QoS) и, разумеется, качество работы пользователя. Задача системного инженера – обеспечить качественную и эффективную работу пользователей именно с теми приложениями, которые для них критичны. Это можно сделать, внедрив стандарты QoS, а если вы работаете с беспроводными сетями, – стоит поговорить о QoS и WMM.
QoS и WMM
Если говорить о сетях передачи данных, стандарты QoS – это набор правил, который определяет приоритет передачи (маршрутизации) трафика в сети. Современные стандарты включают 802.11e/WMM, VLAN и TOS. Стандарты VLAN и TOS описывают тегирование пакетов различных приложений для того, чтобы установить приоритет передачи данных. Но в этой статье мы подробнее обсудим протокол Wi-Fi Multimedia (WMM).
WMM – это протокол, который приоритезирует аудио, видео и голос перед другой, менее критичной информацией. Например, телефонный звонок VoIP считается более приоритетным, чем загрузка файла с FTP-сервера. Считается, что ничего страшного не случится, если файл загрузиться на 30 секунд позже, но 30 секундная задержка в телефонном разговоре приведёт к непониманию собеседника или, скорее всего, к обрыву связи.
Чтобы решить задачу приоретизации критичного трафика, WMM разделяет его на 4 категории, которые указаны ниже в порядке приоритета:
- Голосовые данные – VoIP-трафик
- Видео данные в различных форматах – видеоконференции
- “Насколько возможно” – приложения, где небольшая задержка не критична. Большинство стандартных десктопных приложений попадают как раз в эту категорию.
- Фоновые приложения – низкоприоритетные приложения, такие, как загрузка файлов.
QoS простыми словами
Принцип работы WMM можно сравнить с принципом работы приемного покоя в больнице, где пациентам отдается приоритет в зависимости от симптомов. Разумеется, пациенту с кровотечением будет присвоен наивысший приоритет – гораздо выше, чем пациенту с температурой, – потому что даже высокая температура в течение короткого времени не смертельна. Точно так же в Wi-Fi сети с множеством пользователей и приложений, максимальный приоритет будет отдан пользователям, совершающим VoIP-вызов и участвующим в видеоконференциях, потому что задержки именно этого трафика вызовут немедленное ухудшение качества работы. А вот время загрузки файлов практически не влияет на качество работы.
Говоря простыми словами, главная задача QoS – незаметно для пользователя обеспечить гарантированные, надежные коммуникации, где бы он ни находился – в офисе, торговом центре, библиотеке или даже аэропорту. Поэтому, приобретая оборудование – маршрутизаторы, Wi-Fi точки доступа и IP-телефоны, убедитесь, что они поддерживают стандарты QoS. Таким образом вы сможете гарантировать, что у людей не возникнут перебои в разговоре в самый неподходящий момент. Как результат – довольные пользователи и ваша спокойная работа.
Подробнее о применении QoS и WMM в сетях, где установлена 3CX, можно узнать здесь. Протестировать работу VoIP АТС и видеоконференций в вашей сети можно здесь.